Запрещенные приемы в спортивных единоборствах. Болевое воздействие на пальцы "Лампочка" захватом за уши

Болевые приемы - это различные способы болевого воздействия (перегибы, загибы, скручивания, рычаги, надавливания и т. п.) на жизненно важные и чувствительные участки тела человека (суставы, сухожилия, глаза, нервные центры, шею и т.д.). Умелое и жесткое применение болевого приема вызывает болевой шок или серьезную травму и выводит противника из боевого состояния. Это дает возможность освободиться от захвата, задержать противника, а возможно и конвоировать.

Прежде чем приступить к описанию техники болевых приемов мы хотим напомнить нашим читателям, что болевой прием, как правило, эффективно применяется после точно нанесенного удара, когда противник находится в шоковом состоянии или его внимание рассеяно.

Болевые приемы на фаланги пальцев показаны на рис. 37. По своей сути эти приемы простые. Главное, что необходимо помнить при их применении, это жесткий захват и резкое перегибание (скручивание) суставов (сухожилий).

Болевые приемы на лучезапястный, локтевой и плечевой суставы.

В различных школах единоборств (айки-до, самбо, джи-у-джитсу и др.) болевых приемов на указанные суставы достаточно много. В данной брошюре мы приводим лишь некоторые из них, на наш взгляд наиболее доступные и эффективные. Как правило, большинство из этих приемов комплексного воздействия на несколько из указанных суставов.

Болевой прием "рычаг руки наверху". Этот прием может применяться как вариант защиты от удара рукой, палкой или ножом.

Основные элементы техники - это блок-захват атакующей руки в области запястья и захват этой руки изнутри и снизу над локтевым сгибом (рис. 38а).



Резким рывком правой руки на себя и толчком левой от себя (в случае, если удар наносится противником правой рукой), травмировать руку противника в локтевом суставе. Этим приемом можно бросить противника на спину, после чего нанести удар ногой или рукой (рис. 38б).



Болевой прием на лучезапястный сустав (рис. 39).

Жесткое выполнение этого приема позволяет конвоировать противника.



Болевой прием "рычаг руки наружу".

Благоприятной ситуацией для перехода на этот прием является момент, когда вы захватили одной рукой руку противника за кисть снаружи. Захватить эту же кисть своей второй рукой так, чтобы большие пальцы рук упирались в тыльную поверхность руки противника (рис. 40а).



Прижимая пальцами рук кисть противника к себе вниз, а большими пальцами надавливая на нее от себя и разворачивая кисть противника наружу, травмировать лучезапястный сустав (обезоружить) (рис. 40б).



Этим приемом можно бросить противника на спину и завершить контратаку ударом ногой (рис. 40в).



Болевой прием "рычаг руки внутрь".

Это универсальный прием и существует много способов перехода на него (его выполнения) в целях самозащиты. В данной брошюре мы раскроем несколько из них применительно к различным ситуациям противоборства с противником.

Ситуация, когда противник наносит удар ребром ладони (ножом, палкой и т. п.) наотмашь. Развернув корпус в сторону от удара, встретить атакующую руку предплечьями рук (рис. 41а). Захватить левой рукой руку противника за запястье сверху, а правой - за кисть снизу.



Резко потянуть противника за руку вправо под себя, сделав шаг правой ногой в сторону, не отпуская захвата руками, перенести свой левый локоть над захваченной рукой противника и прижать ее предплечьем и плечом к своей груди. Вывести противника из равновесия, переместив его центр тяжести на правую ногу и, прижимая его руку к своему левому бедру, движением правой руки вверх и вперед от себя, травмировать ее в локтевом, плечевом и лучезапястном суставах (рис. 41б).



Второй вариант завершения этого болевого приема. Если противник значительно сильнее (или тяжелее) вас, необходимо из положения, показанного на рис. 41а, выполнить захват и протягивание руками, как описано выше, а левой ногой сделать шаг под противника и прижать его грудью к своему бедру (рис. 41в).



Если вы чувствуете, что противник может из этого положения уйти, сделать высед (сесть на заднюю поверхность левой ноги) вперед, свалить противника на грудь и, прижимая его грудью к полу, вывести захваченную руку вперед и вверх, травмировать ее (рис. 41 г).



Третий вариант этого приема показан на рис. 50а, б, в. Болевой прием "загиб руки за спину". Этот прием также является универсальным и может использоваться для конвоирования противника посредством болевого воздействия на локтевой и плечевой суставы.

Благоприятной ситуацией для выполнения данного приема является расслабленное (шоковое) состояние противника после нанесенного ему удара. В этом случае захватить левой рукой за его правую кисть спереди, а правой - за одежду над правым локтем или за плечо (рис. 42а).



Резко потянуть правой рукой на себя, а левой от себя, сгибая захваченную руку в локтевом суставе, и завести ее предплечье за спину (рис. 42б).



Не отпуская захвата правой рукой, пропустить левую руку под предплечьем захваченной руки ближе к локтевому сгибу, наложить кисть на плечо захваченной руки сверху (рис. 42бв).



Если незначительно поднять свое левое предплечье вверх, а кисть нажать вниз, это вызовет резкую боль в локтевом и плечевом суставах захваченной руки. Прилагая усилия, этим приемом можно нанести серьезную травму руки.

Для того, чтобы лишить противника возможности уйти от этого захвата кувырком вперед или другим способом, необходимо правой рукой захватить за одежду на его левом плече сверху или за волосы на голове спереди и потянуть задержанного на себя так, чтобы центр тяжести его тела переместился на правую ногу. Плотно прижать захваченную руку локтем к себе на уровне подребурья (рис. 42г, д).

В любом, даже самом жестком виде спортивных единоборств существует запрет на особо опасные, а потому и очень эффективные для реальной схватки техники.

Удары по затылку и в пах, удары головой, пальцевые захваты за горло и гениталии, болевые приемы на пальцы рук. К подобной технике относятся и воздействия на шею противника путем ее сворачивания.

Приемы эти - крайне эффективны и эффектны - тело всегда следует за головой. Две даже не очень сильные, руки, если умеют, всегда свернут одну даже очень крепкую шею. Голова - со всеми ее выступами и углублениями, как бы создана для того, что бы ее было удобно хватать - за подбородок, глазницы, нос, уши, щеки и т п.

Подобная техника состоит на вооружении всех спецслужб - она позволяет проводить задержания без поддержки товарищей, а в особых случаях - калечить и убивать преступников.

Овладеть этим разделов приемов, буквально жизненно необходимо любому, серьезно заинтересованному в самообороне человеку.

Вариантов приемов - много, не обязательно владеть всем арсеналом, выберите то, что получается у вас лучше всего - что не встречает у вас внутреннего сопротивления - сворачивать шею, для некоторых, как бить кулаком в лицо - часто неприемлемо.

Выполняя прием аккуратно с дозированным усилием - вы переведете противника в положение лежа, для последующих действий - контроля или добивания, кровяного удушения. Если будете выполнять прием с силой и резко - серьезно травмируете шею противнику в большинстве случаев.

Итак начнем все по порядку.

Первая атака.

Назревает силовой конфликт или ситуация в которой вам нужно задержать, обезвредить стоящего перед вами человека. Атакуем первым номером - не давая противнику шанса.

Положения готовности к обороне из которого удобно выполнять прием.

1 - " Лампочка " - сложить кисть правой руки не глубокой чашкой и упереться ей в основание подбородка противника толкая от себя, левой рукой помочь себе захватив голову противника в районе затылка. Закручивая голову против часовой стрелки, занести свою левую ногу по дуге, вращаясь вокруг оси до падения противника на пол.

Эксперт Кевин О Хаган демонстрирует прием.

Если прием выполнить резко - то вполне можно "свернуть шею" противнику.

Примеры "лампочек" на любой вкус.

" Рыболовный крючок"- скрут головы " лампочкой " всего одной рукой.

Прием демонстрирует А. Медведев, создатель системы УНИБОС.

Ввести большой палец правой руки за щеку противнику по направлению к его уху - оттягивая щеку, и закручивать его голову до тех пор пока она не ляжет затылком вам на предплечье другой руки - после чего быстро освободить палец и перехватить противника указательным и средним пальцами за ноздри или, если пальцы соскользнут за глазницы. Удерживая противника в положении лежа затылком на вашем предплечьи сопроводить его до удара головой о стену, угол или уронить его резким рывком за ноздри, глаза.

"Лампочка" захватом за волосы. Если у противника пышная шевелюра - ему легко скрутить голову погрузив ваши ладони в его волосы по бокам головы. Тянуть на себя и закручивать до падения противника перед вами на спину (оборот головы на 180 градусов). Захватывая волосы -расставляйте пальцы и старайтесь ухватить как можно больше волос.

"Лампочка" захватом за уши.

Хватать противника за уши и закручивать аналогично приему с захватом волос. Уши забирать плотно в кулак и тянуть вверх и на себя для усиления болевого эффекта.

"Лампочка" с захватом за горло.

Захват шеи - одной рукой пальцами за горло, а второй обхватить за голову как ствол дерева. Далее следует скручивать шею противника своей обхватившей рукой, зацепившись пальцем за его глазницу и усиливая давление на горло другой рукой.

2 - воздействие на голову нажатием на нос.

Контролируя прихватом правой руки плечо одноименной руки противника, упереться ладонью левой руки в подбородок противника, толкая его от себя и запрокидывая голову противника упором пальцев в основание носа. Голову следует толкать влево, одновременно вращаясь самому не теряя контроль руки до падения противника. Если по какой то причине ладонь соскользнет с носа - продолжить давление пальцами на глаза (большим и средним или указательным пальцами).

Сотрудник спецподразделения демонстрирует выполнение приема, входящего в УНИБОС.

На прихваченную руку выполнить болевой контроль захватом за пальцы, или добейте упавшего топчущим ударом ноги в - шею.

3 - Воздействие на голову упором в глаза.

Упереться ладонью в подбородок противника снизу, как в конечной фазе китайского джеба, толкать, запрокидывая голову противника назад.

Джим Гровер демонстрирует начальную фазу приема.

Другой рукой контролировать разноименную руку противника или обнять его за талию со встречным давлением к себе. Если ваша рука соскользнет с подбородка - " воткнуть " растопыренные пальцы в глаза противника снизу и продолжить давление до падения его на землю.

Вариант при котором противник захватил вас за одежду на груди.

Эксперт Джим Гровер демонстрирует прием при освобождении от захвата..

Кукиш - давление на кадык - как при складывания кукиша.

Клещи - давление с двух точек - большой палец давит с одной стороны, а с другой - средний и указательный, причем средний давит сверху на указательный, что усиливает общее давление на одну точку.

4 - Излом шеи захватом за лицо сзади.

Выполнение: развернуть противника к себе спиной одним из двух способов:

1- захватом за плечи - одна рука толкает, другая тянет. Жесткий вариант этого приема захват за разноимённую руку, в любое место от локтя до плеча своей нижней (передней) рукой. Шокирующий расслабляющий удар ладонью в лицо. После чего, с рывком на себя рукой державшей захват, пройти за спину и провести опрокидывание противника назад с захватом двумя руками за лицо.

Варианты жестких захватов в демонстрации О Хагана.

За лицо и горло.

Для этого - голова противника прижимается к вашей груди на отшаге, затем следует "надломить" его шею наклоном, усаживая противника на землю между ваших ног. Сидячего между ваших ног добить ударами сверху по переносице - кулаком - молотом, основанием ладони. Можно продолжить управление телом противника, поворачивая его голову и перекладывая тем самым его на живот. Далее можно взять удушающий захват предплечьями сзади или сильно ударить противника о землю лицом.

Можно если очень нужно свернуть шею противнику, как показывает ОХаган:

Обхватить голову противника одной рукой, наложив захват на нижнюю челюсть, накрыв ладонью подбородок. Вторая рука - на затылок. Скрутить встречным движением - если резко -можно "свернуть шею ". Этот прием часто демонстрируют герои боевиков в кино.

Можно не садить противника, а жестко уронитьего на спину - для этого, достаточно резко бросить захват головы в момент когда она окажется у вас на груди, а сам он прогнется назад до критического положения. Отпуская захват следует отшагнуть, освобождая место для падения.

Добить в особом случае - топчущим ударом стопы в горло. Во всех остальных - перехватить руку за пальцы кисти и выполнить на них болевой рычаг - для контроля.

Атака сзади.

Если вам необходимо напасть на злоумышленника, который ничего не подозревает об этом - то целесообразно это выполнить сзади.

Делаем все как и описано выше - захват сзади головы противника ладонями за лицо (желательно предварительно толкнуть стопой в его одноименный подколенный сгиб - противник, тогда качнется чуть назад "отдавая" свою голову вам в руки), а далее - захваченную голову прижать к своей груди и сгибаясь, отшагнуть назад.

Вариант с усаживанием или с опрокидыванием.

Варианты последующих действий:

1 - отпустить захват позволяя противнику упасть на спину. Добивать в этом случае штампующим ударом ноги в лицо, горло.

2 - не отпуская захват, посадить противника на пятую точку, далее, скручиваясь корпусом и продолжая воздействие на шею противника -перевернуть его на живот. Далее варианты:

А- изменив направления воздействия, ударить противника об пол головой

Б- удерживая голову противника максимально запрокинутой сесть ему на спину, взять на японский удушающий захват.

Бас Руттен демонстрирует удушающие захваты сзади.

3 - Скрут шеи сзади. Из положения сзади так же можно выполнить скручивание шейных позвонков:

Обнять противника за голову в районе нижней челюсти одной рукой, помогая себе другой - подъем головы противника захватом за лобную часть за глазницы пальцами. Соединить свои руки в замок над его плечом и продолжая скрут головы давлением предплечья на его нижнюю челюсть занять удобное положение переместив свои ноги и откинувшись назад.

Вариант взять захват, ударом ладони по челюсти.

Пришло время ознакомиться с техникой воздействия на шейные позвонки в защите.

Рассмотрим самые "страшные виды " атак.

Боксерские удары.

Противник атакует джебом.

Отбить удар влево своей передней левой рукой с прихватом за плечо. Подтягивая противника по ходу движения, обнять своей правой его за голову, наложив ладонь на нижнюю часть лица. Скручивая шею нападающего вправо с отшагом - опрокинуть его и добить на земле.

На этом фото этот вариант приема показан с другого ракурса.

Джим Гровер защищается от удара телескопической дубинки.

Противник атакует правым кроссом.

Уйти, скручиваясь по ходу удара, парируя левым локтем внутрь. На возврате захватить голову противника и провести прием « лампочка», скручивая голову нападающего против часовой стрелки.

Противник бьет боковым справа.

Блок и опрокидывание давлением снизу на подбородок и глаза с опрокидыванием.

Противник бьет левый боковой.

Выполнить блок поднятой рукой, сближаясь. Той же рукой обхватить шею противника и применить прием «ломок ».

"Ломок".

Лицом к противнику, вплотную, обхватываем его шею сзади своим локтевым сгибом, другой рукой захватываем свое запястье и скручиваем шею, бросая противника, за счет резкого вращения тела вокруг вертикальной оси и резкого понижения центра тяжести. Есть нюансы, используя которые можно уронить более мощного противника. - нужно войти в противника и как можно более плотно прижаться корпусом к его корпусу (это характерно почти для всех приёмов вольной, классики)- понизить центр тяжести и подобрать пах, избегая захвата за него - шея никуда в сторону не тянется, а скручивается поворотом вашего корпуса, а не тягой рук. Причём роняем противника прямо под местом скрутки шеи.

Вариант сворачивания шеи после прохода противнику за спину.

Можно ограничиться и удушением предплечьями.

Еще один вариант излома шеи - через спину.

Удобен после удара локтем сбоку, контролируя голову противника другой рукой.

Защита от тэйкдауна.

Противник прошел вам в ноги. Ближней к противнику рукой обхватить его голову за подбородок как будто несете одной рукой сбоку арбуз. Начинайте тянуть подбородок по направлению - себе под мышку помогая другой рукой захватом за лицо, лоб. Вращая таким образом голову заставить противника распластаться перед вами отпустив захват. Если упали на спину - скручивайте голову захватом за лицо, до тех пор пока противник не перевернется.

Вариант Баса Руттена при попытке противника захватить вашу переднюю ногу.

Медвежий обхват.

Противник обхватил вас спереди. Обнимите его одной рукой - как ствол дерева, зацепитесь пальцами ему за глазницу и тяните вращая голову от себя помогая упором другой руки в подбородок. Скручивать до падения противника.

Клинч - из положения захвата противника за шею снаружи (предплечье лежит у него на груди, а ладонь давит на шею сверху), обхватить свободной рукой его голову как ствол дерева и ухватиться за его нижнюю челюсть, ладонью накрывая рот.

Прием работает в клинче (особенно после удара коленом).

Вариант приема выполненного одной рукой:


Тайский клинч.

Встречный вход и захват шеи противника как в тайском клинче - сжимая ее предплечьями. Рывком вывести противника из равновесия по ходу его движения и вниз. Далее "обматывая" ладонями шею прижать противника лицом к своей груди (его нос должен упираться в вашу грудь), отшагивая назад и используя свой вес для "ломающего" воздействия на шею, положить противника на землю лицом вниз. Далее применить удержание давлением одной руки на голову.

"Ошейник".

Противник захватил вашу шею "ошейником".

Гильотина.

Захватить своей левой рукой снизу правое запястье противника, расслабляя захват на гортань. Повернуть плечи почти на 90 градусов вправо, а правую руку вытянуть вертикально вверх у правой стороны шеи противника. Сильно поворачивая корпус влево, захватить голову противника и потянуть вниз. Далее захватить левой рукой свой правый кулак и выпрямиться. Голова противника оказывается зажатой между вашей грудью и правым предплечьем.

Японский захват.

Если попались на японский захват в борьбе лежа.

Обеими руками схватить макушку головы противника и давить на излом в сторону, выворачиваясь.

В заключении рассмотрим скручивание шеи в атаке.

Остановка противника ударом в пах или живот с последующим скручиванием головы захватом за нижнюю челюсть и затылок.


Это наиболее известный и эффективный захват.

Требуется совсем небольшое усилие с вашей стороны (давление силой примерно от 3 до 4 фунтов, т. е. 1,3–1,7 кг), чтобы заставить подчиниться даже очень сильного противника. С помощью этого приема можно заставить противника двигаться в нужном вам направлении, даже если он будет сопротивляться.

Следует понимать, что этот захват является не способом атаки, а просто «подчиняющим» захватом, который применяется только после того, как вы частично обезвредили или морально подавили противника каким-то другим приемом (например, ударом по ушам).


Удар по ушам

Если на противнике нет каски или другого средства защиты, прикрывающего уши, то приведенный здесь прием является простым методом подавления противника:

Сложите ладони лодочкой и нанесите по ушам противника удар одновременно обеими руками (рис. 41).

Нанесенный достаточно резко и сильно, этот удар может разорвать одну или обе барабанные перепонки или слегка контузить противника. Его можно выполнять как спереди, так и сзади.


Захват за большой палец

Этот прием позволит вам в такой степени контролировать противника, что вы сможете использовать его в качестве щита при нападении других противников.

Движения, позволяющие осуществить этот захват, являются достаточно сложными, и это основная причина, по которой данный захват почти неизвестен где-либо за пределами Дальнего Востока.

Но те преимущества, которые получит боец, в совершенстве освоивший этот захват, с лихвой окупят время, затраченное на его отработку.

Сначала сконцентрируйтесь на том, чтобы медленно отрабатывать каждое движение. Постепенно увеличивайте скорость до тех пор, пока все действия не станут одним непрерывным движением. После тщательной отработки этого приема научитесь выполнять его из любого положения, в котором вы можете встретиться с противником.

Станьте лицом к противнику с левой стороны от него.

1. Вставьте большой палец правой руки между большим и указательным пальцем левой руки противника, причем ваши пальцы должны располагаться под ладонью его руки, а ваш большой палец - как показано на рисунке 42.



2. Захватите своей левой рукой левый локоть противника, костяшки пальцев смотрят вправо, большой палец наружу (рис. 43).



3. Сделайте шаг к противнику, в то же время повернитесь так, чтобы смотреть в одном направлении с ним, одновременно тяните его локоть своей левой рукой через свое правое предплечье по направлению вверх (рис. 44).



Отпустите захват, произведенный вашей левой рукой, как только подтянете локоть противника через свое правое предплечье, и прижмите левый локоть противника своей правой рукой к своему туловищу.

4. Продолжая удерживать верхнюю часть левой руки противника своей правой рукой, захватите пальцы его левой руки своей левой рукой. Это лишит противника возможности захватить один из пальцев вашей правой руки, а также даст вам дополнительный рычаг для применения силы следующим образом:

5. Надавите своей правой рукой на тыльную сторону его руки по направлению к своей левой руке.

Если ваш противник окажется очень сильным человеком и попытается сопротивляться, то небольшого дополнительного усилия, приложенного к его пальцам вниз влево вашей левой рукой, будет достаточно, чтобы заставить его приподняться на цыпочки и подчиниться (рис. 45).

Болевые приемы на суставах пальцев

Заломы пальцев, при всей кажущейся простоте этих приемов, являются отличным средством ведения рукопашного боя. Они дают возможность одним движением вывести противника из строя или полностью подчинить его себе – словом, одержать победу. Эффективнее всего проводить эти заломы так, чтобы сгибание пальцев к тыльной стороне кисти завершалось разведением пальцев. Однако, если вы прочно завладеете даже одним пальцем противника, успех уже практически будет на вашей стороне.

Противник выставил вперед правую руку ладонью вниз. Захватите правой рукой его кисть снизу, левую наложите на нее сверху и четырьмя пальцами и большим пальцем отожмите мизинец врага (рис. 1).

Вы поймали левой рукой правую кисть противника и вывернули ее ладонью кверху. Правой рукой отожмите его мизинец от остальных пальцев, обхватите своим большим пальцем и заломите вниз, подведя под основание собственный указательный палец (рис. 2).

Противник держит левую руку таким образом, что большой палец направлен вверх.

Правой рукой захватываете снизу его запястье, левой обхватываете основание его большого пальца и нажимаете большим пальцем левой руки на блокированный большой палец врага (рис. 3).

Исходное положение то же. Так же захватываете снизу левое запястье противника. Левая рука охватывает на этот раз большой палец левой руки противника полностью и что есть силы давит на него. Нажимать лучше всего углублением между большим и указательным пальцами на подушечку левого большого пальца противника, а безымянным и мизинцем одновременно давить в противоположном направлении – на пястную кость того же большого пальца. Противник весь будет в ваших руках в прямом и переносном смысле (рис. 4).

Противник хочет схватить вас левой рукой, большой палец смотрит вверх.

Левой рукой как бы совершаете рукопожатие, а правой сразу захватываете тыльную его сторону кисти. Большой палец своей правой руки кладете на его большой палец «встречным» способом и с силой надавливаете в сторону и вниз (рис. 5).

Противник пытается ударить вас левым кулаком в горизонтальной плоскости.

Захватите его ладонь обеими руками, одновременно нажимая правым большим пальцем на мизинец, а подушечкой левого большого пальца – на большой палец. Это очень больно, и пальцы противника неизбежно раздвинутся. Остальными пальцами обеих рук давите на тыльную сторону кисти противника (рис. 6).

Левая ладонь противника обращена к земле.

Правой рукой захватите снизу его левый мизинец, а левой – левый большой палец так, чтобы он попал в углубление между вашими большим и указательным пальцами.

Остальными пальцами обеих рук надавите слева и справа на тыльную сторону кисти противника, а захваченные пальцы выгибайте вверх (рис. 7).

Левая ладонь противника в том же положении.

Захватите правой рукой мизинец и безымянный палец, а левой – указательный и средний пальцы противника. Резко потяните зафиксированные пальцы в разные стороны, а большими пальцами давите вниз на бугорки пястных костей (рис. 8).

Из книги Искусство рукопашного боя. автора Ознобишин Нил Н.

1. Приемы борьбы против противника, вооруженного ножом, и приемы обезоруживания его Противник, вооруженный ножом, не должен смущать вас более, чем если бы он был с пустыми руками. Смотрите на дело так, как будто он вам просто наносит кулачные удары, слегка опаснее

Из книги Самозащита автора Андрейчук В И

Глава 5. БОЛЕВЫЕ ПРИЕМЫ Болевые приемы - это различные способы болевого воздействия (перегибы, загибы, скручивания, рычаги, надавливания и т. п.) на жизненно важные и чувствительные участки тела человека (суставы, сухожилия, глаза, нервные центры, шею и т.д.). Умелое и

Из книги Бойцовский клуб: боевой фитнес для мужчин автора Атилов Аман

Вращения рук в плечевых суставах Техника выполнения: из исходного положения ноги на ширине плеч, кисти рук на плечах, выполните вращения рук в плечевых суставах сначала по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. Фото 9. Вращение рук в плечевых суставахХарактер

Из книги Борьба самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

Круговые движения в коленных суставах Техника выполнения: из исходного положения ноги вместе, согнуты в коленных суставах, кисти рук расположены на коленях, выполняйте круговые движения в коленных суставах сначала по часовой стрелке, затем – против часовой

Из книги Бег ради жизни (3-е издание) автора Гилмор Гарт

БОЛЕВЫЕ ПРИЁМЫ Болевыми приёмами в самбо называются такие приёмы, которые, воздействуя на суставы конечностей противника, ставят его в безвыходное положение.В тех случаях, когда нападающий должен доказать безвыходность положения противника, эти приёмы усиливаются до

Из книги Запрещенные приемы самообороны автора Алексеев Кирилл А

Ответные болевые приёмы В ответ на нападение противника самбист, находящийся под ним, может провести болевые приёмы, иногда оставаясь под противником, а иногда в процессе проведения болевого приёма выходя из?под противника и ложась рядом с ним или даже оказываясь сверху

Из книги 10 тысяч путей к победе автора Лукашев Михаил Николаевич

Болевые приёмы, подготавливаемые непосредственно из стойки Противник при борьбе стоя в основном ожидает нападения бросками, концентрируя главное свое внимание на защитах от них. Поэтому иногда удаётся неожиданно поймать противника на болевой приём, подход к проведению

Из книги Аэробика для груди автора Гаткин Евгений Яковлевич

Из книги Все о самбо автора Гаткин Евгений Яковлевич

Болевые приемы в стойке Болевые приемы - это специфические воздействия на суставы конечностей противника. В спорте болевой прием заканчивается тогда, когда противник заявляет о том, что сдается. Больно, вырваться нет возможности, терпеть - опасно для здоровья, вот он и

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

Из книги Циклическая диета автора Мальков Р. Е.

Из книги автора

Болевые приемы Более эффективной победы в партере можно достичь проведением болевого приема. В самбо применяются болевые приемы на руки и на ноги (в спортивном разделе запрещены болевые приемы на пальцы кистей и стоп, а также на лучезапястный сустав). Механика их

Из книги автора

Болевые приемы на руки Рычаг локтевого сустава с захватом руки между ног.И. п.: противник на спине. Борец, проводящий прием, сидит ягодицами на ковре, перекинув ноги через туловище противника и зажав между бедрами оба его плеча (ступни лучше скрестить). Захватите ближнее к

Из книги автора

Болевые приемы на ноги При проведении болевых приемов на ноги атаке подвергаются коленный и голеностопный (с ущемлением ахиллова сухожилия) суставы.Переразгибание (рычаг) коленного сустава.Проводящий прием бедрами сжимает бедро противника. Надколенник (коленная

Из книги автора

10.5. Броски, болевые и удушающие приемы В каратэ могут быть применены все виды бросков, известных в дзюдо. Однако бросок сам по себе в каратэ не является самоцелью. В ситуации, когда противник в результате броска оказался на полу, его добивают ударом руки или ноги.В каратэ

Когда Запад узнал о китайском кунг-фу, или ушу, — даже сами эти слова вызывали священный трепет. В представлении обывателя не было более грозного соперника, чем мастер кунг-фу. Но прошло время, и ушу уже не выглядит столь непобедимым, а порою даже кажется, что в боевых искусствах Востока не осталось никаких тайн. Но это не совсем так. Цинь-на, малоизвестное у нас и потому загадочное боевое искусство Поднебесной, позволяет мастеру превращать противника в беспомощную куклу.

Юрий Кормушин

Цинь-на в одном из переводов на русский язык означает «болевые, контролирующие захваты». Казалось бы, что в этом загадочного? Ведь многие виды борьбы и кулачного боя имеют в своем арсенале болевые приемы, броски, воздействия на суставы, связки и т. д. Однако цинь-на  - это своеобразная, даже уникальная система ведения боя. Она основана на доскональном знании особенностей анатомии человека, необычной специальной подготовке тела бойца, изощренной стратегии и тактике.

Цинь-на и ушу

Считается, что мастер цинь-на может контролировать движения человека, делать его беспомощным, неспособным двигаться  и, если необходимо, даже лишить жизни.

Приемы болевого воздействия на суставы, связки и мышцы встречаются практически в каждом стиле китайского ушу. Ведь по сути цинь-на — одно из четырех традиционных технических действий рукопашного боя, который состоит из ударов руками, ногами, бросков противника и собственно самих захватов. Поэтому неудивительно, что каждая школа ушу имеет несколько своих излюбленных приемов болевого воздействия для подавления сопротивления противника. Однако помимо этого в наши дни существует система, в которой большое количество техник цинь-на объединено и структурировано в один целостный и взаимосвязанный ряд. В цинь-на способ болевого воздействия и контроля над противником возведен в абсолют и вся подготовка, вся стратегия и тактика применения приемов подчинены идее полной власти над ситуацией в рукопашной схватке. В итоге искусство болевых захватов и контролей с определенного времени стало самостоятельной дисциплиной, которую можно изучать отдельно от всей техники ушу.


Прием из положения «рукопожатие» наглядно демонстрирует, как техника «болевых и контролирующих захватов» может быть неожиданно использована в самой обыденной ситуации. 1. Обычное рукопожатие — исходное положение для эффективного приема, направленного на болевое воздействие на суставы пальцев руки. 2. Кисть противника сильно сжимается и с помощью второй руки переводится в сторону — поперек туловища. Цель движения — вывести атакуемую часть пальцев (безымянный и мизинец) на исходную позицию для болевого воздействия. 3. Болевое воздействие на пальцы выполняется в направлении против их естественных сгибов. Основная сила контроля идет снизу вверх. Рука атакуемого выпрямляется, и противник вынужден от боли подняться на цыпочки.

Отточено веками

Истоки цинь-на, по оценкам исследователей, уходят в глубокую древность. И несмотря на то что история Востока вообще и Китая в частности изобилует мифами и легендами, которые причудливо перемешивают правду и вымысел, все же можно с уверенностью утверждать, что история этого искусства насчитывает как минимум несколько веков.

Внешне система болевых и контролирующих захватов цинь-на выглядит весьма эффектно. В ответ на атаку мастер молниеносно хватает нападающего за руку или ногу, шею или туловище и, воздействуя на уязвимые зоны и точки тела, проводит болевой залом сустава, парализует мышцы, лишает противника сознания и чаще всего опрокидывает его на землю, приводя в беспомощное состояние.

Чтобы понять, сколь грозным оружием является система цинь-на, достаточно лишь перечислить основные разделы ее технического арсенала:

— приемы выворачивания костей;

— приемы разделения мышц;

— приемы перекрытия вен и дыхания;

— приемы воздействия на жизненно важные точки тела.


В «искусстве болевых и контролирующих захватов» существуют не только захваты, но и броски. Основная цель — травмировать противника ударом головы о поверхность пола или землю. Смертельно опасная техника! 1. Суть этой атаки в цинь-на — силовое перегибание шейного отдела позвоночника назад с целью бросить противника. Для этого одна рука фиксирует поясницу и давит на нее, а вторая непосредственно отгибает подбородок назад. Главное, чтобы сила давления была направлена строго вдоль позвоночника. 2. Как только руки начали давление на подбородок и поясницу, к движению «подключается» сгибание корпуса вперед-вниз. Атакующий рывком наклоняется, прочно удерживая давление на позвоночник. 3. Если давление на позвоночник не отпускать до конца приема, противник точно «прилетит» затылком на поверхность пола или землю. Это смертельно опасно. В демонстрационном варианте этой техники давление на позвоночник прекращается приблизительно за полметра до падения — противник «приземляется» на спину.

Четыре ступени совершенства

Приемы четырех вышеперечисленных категорий — это своеобразные ступени совершенствования в «искусстве болевых захватов и контролей». Например, техника «выворачивания костей» - первая ступень в овладении цинь-на. Данный тип приемов предусматривает воздействие на суставы человеческого тела с целью нарушения их физиологического функционирования.

«Разделение мышц» — уже более сложная техника. Суть ее в том, чтобы, воздействуя на разные мышцы противника, хитроумными приемами привести их в неработающее состояние, то есть парализовать. На этом этапе от практикующего цинь-на требуется уже более совершенная физическая и техническая подготовка.

Приемы «перекрытия вен и дыхания» — еще более сложная ступень. Смысл этой техники понятен уже из самого ее названия: для победы над противником необходимо перекрыть ему доступ кислорода в легкие или на какое-то время остановить течение крови в венах и артериях. На этой ступени уже изучаются приемы со смертельным исходом, а знаний, навыков, практики для овладения этим уровнем нужно гораздо больше, чем для двух предыдущих.


И наконец, четвертая ступень  - «воздействие на жизненно важные точки тела». Эта техника связана со знанием акупунктуры и традиционной восточной медицины. Ее приемы основаны на точечном воздействии на определенные зоны человеческого тела. Причем, согласно учению китайских мастеров, некоторые виды воздействия могут выполняться лишь в строго определенное время, непосредственно связанное с биоритмами человека, временем суток и т. д. Эта ступень — высший уровень в цинь-на, которого достигают единицы.

Практически все приемы цинь-на сопровождаются сильной болью. Болевые захваты и контроли служат только одной цели — победить в рукопашной схватке за минимально короткое время. И, как правило, последствия такой победы для противника — это повреждение связок и суставов, потеря сознания, а в отдельных случаях — летальный исход. Приемы цинь-на очень опасны, и с этим нельзя не считаться.


Секрет не для всех

Однако оружием техника «искусства болевых и контролирующих захватов» становится только при определенных условиях. И эти условия естественным образом преграждают путь к овладению смертельно опасными приемами цинь-на людям с преступными намерениями. Во‑первых, сами приемы требуют «правильных ключей» к пониманию техники, и без них хитроумный арсенал «искусства болевых контролей и захватов» не работает. «Ключи» к правильной технике есть далеко не у всех, кто берется преподавать цинь-на. Это первое препятствие, преграждающие путь к овладению боевым искусством случайным людям.

Вторая преграда связана с тем, что для эффективного применения техники «болевых контролей и захватов» необходимо потратить огромное количество времени ради приобретения определенных навыков и специальной физической подготовки.



Шаг 4. В результате быстрого и резкого болевого воздействия на суставы пальцев и запястья противник вынужден упасть вниз. Иначе повреждений не избежать.

Практикующий цинь-на должен хорошо знать анатомические и физиологические особенности строения тела человека, владеть правильной техникой приемов, подразумевающих строгую геометрию движений для правильного приложения силы. Но и этого недостаточно. Помимо всего прочего, у мастера должна быть абсолютно невероятная сила захвата, большая цепкость пальцев и особым образом укрепленные запястья и предплечья. Без этого приемы цинь-на не работают, а достичь правильного состояния очень непросто, особенно при отсутствии корректных методик подготовки.

В итоге цинь-на невозможно изучить за короткое время, а тратить годы жизни на постепенное овладение всеми секретами этого боевого искусства согласен не каждый. Особенно это не по вкусу тем, кто стремится к быстрому проявлению власти над людьми, или людям с преступными намерениями.

Для тех же, кто избрал для себя изучение боевых искусств как образ жизни, цинь-на подходит идеально, потому что предполагает постепенное, неуклонное самосовершенствование, которое в конце концов дает вам в руки грозное оружие, способное защитить человека в опасной ситуации.

Вверх