Рыцарские развлечения в средние века. Какие были развлечения у рыцарей? Воспитание рыцарей

Поглазеть на диковинных зверей, подраться колбасами, выпить из винного фонтана, напасть на рыцаря с граблями, поиграть в «Святого Косму», посетить «славный дом», посплетничать у фонтана и другие способы развлечься, доступные жителям городов в Средние века…

Пятьдесят два обычных воскресенья, по неделе на празднование главных христианских праздников — Пасхи, Рождества и Пятидесятницы, другие обязательные праздники — Богоявление, Крещение, Сретение, Пальмовое воскресенье, Вознесение, Троица, праздник Тела и Крови Христовых, День Пресвятого Сердца Иисуса, Преображение, Воздвижение Креста, День Святого семейства, День Непорочного зачатия, День святого Иосифа, День святых апостолов Петра и Павла, Успение Девы Марии, День Всех Святых, плюс дни разных святых — покровителей города, ремесленных цехов и так далее, дни их поминовения и дни разных событий, с ними связанных, а также въезды правителей, епископов и других важных персон — итого около трети года проводил средневековый горожанин в праздности.

Каким образом можно было убить это время?

Сходить в церковь и послушать проповедника

Миниатюра Жана Фуке из Часослова Этьена Шевалье. XV век.

Праздничные богослужения совершались с большой пышностью при участии лучших хоровых певцов. Уже с IX–X веков праздничная месса становится похожа на аллегорический спектакль благодаря инсценировкам ветхозаветной, евангельской или житийной истории. Такие представления просуществовали примерно до XIII века, когда их место заняли городские театральные действа.

В праздник женщины старались принарядиться: они шли не только на богослужение, но и «в люди» — посмотреть на других и показать себя. У каждого в церкви было свое место, которое определялось положением в обществе.

В воскресные и праздничные дни работать было запрещено и после мессы прихожанам хотелось поразвлечься: танцы и пение нередко происходили прямо на церковном дворе, хотя клирики по крайней мере декларативно осуждали такое времяпрепровождение.

Иногда в город заезжал проповедник, и тогда, если он не выступал во дворе храма, бюргеры сооружали для него помост, где гость мог помолиться вместе с присутствующими, а потом выступить с изобличительной проповедью.

Посмотреть представление

Средневековые театральные представления главным образом отвечали за духовное развлечение горожан и на народном языке в той или иной форме поясняли Священное Писание. Основой миракля были апокрифические евангелия, агиография, рыцарские романы.

В Англии миракли ставились обычно членами ремесленных цехов в честь своих патронов. Во Франции они были популярны в среде участников пюи — городских объединений для совместной благочестивой деятельности, музицирования и поэтических состязаний.

Сюжетом мистерии, как правило, были страсти Христовы, ожидание Спасителя, жития святых. Изначально мистерии были частью церковной службы, потом стали разыгрываться во дворе или на кладбище церкви, а позже переместились на городские площади. При этом разыгрывали их не профессиональные актеры, а духовные лица и члены пюи.

Моралите — нечто среднее между религиозным и комическим театром. В аллегорической форме в них показывалась борьба добра и зла в мире и в человеке. Исходом этой борьбы было спасение или гибель души.

О спектаклях объявляли заранее, на городских воротах вывешивались плакаты, а во время представления город тщательно охраняли, «чтобы никакие неведомые люди не вошли в упомянутый город в этот день», как написано в одном из документов 1390 года, хранящемся в архиве городской ратуши в Туре.

При всей условности постановок происходящее на сцене для зрителей полностью сливалось с реальностью, а трагические события соседствовали с комическими сценами. Зрители часто включались в действие как участники событий.

Можно было развлечься и без нравоучений. Например, поглазеть на бродячих артистов. Примерно с XIV века во Франции образуются труппы профессиональных актеров — «Братство страстей», «Беззаботные ребята» и тому подобные.

Странствующие актеры — гистрионы, шпильманы, жонглеры — старались всевозможными приемами удивить и рассмешить публику. «Поучение трубадура Гиро де Калансона жонглеру» (он жил в начале XIII века) содержит целый список необходимых актеру умений:

«…[Он] должен играть на разных инструментах; вертеть на двух ножах мячи, перебрасывая их с одного острия на другое; показывать марионеток; прыгать через четыре кольца; завести себе приставную рыжую бороду и соответствующий костюм, чтобы рядиться и пугать дураков; приучать собаку стоять на задних лапах; знать искусство вожака обезьян; возбуждать смех зрителей потешным изображением человеческих слабостей; бегать и скакать по веревке, протянутой от одной башни к другой, смотря, чтобы она не поддалась…»

Послушать музыку или стихи

Миниатюра из «Истории» Гирона ле Куртуа. 1380–1390 годы.

Инструментальная музыка была по преимуществу занятием жонглеров и менестрелей, поющих, пляшущих и дающих представления под звуки своих инструментов.

Помимо различных духовых (трубы, рога, свирели, флейты Пана, волынки), со временем в музыкальный быт вошли также арфа и разновидности смычковых — предки будущей скрипки: кротта, ребаб, виела, или фидель.

Переходя с места на место, жонглеры выступали на праздниках при дворах, у замков, на городских площадях. Несмотря на преследования со стороны церкви, жонглерам и менестрелям удалось в XII–XIII веках добиться возможности участвовать в духовных представлениях.

На юге Франции лирические поэты назывались трубадурами, на севере — труверами, в Германии — миннезингерами. Лирика миннезингеров была достоянием знати, и огромное влияние на нее оказали рыцарская поэзия и любовные песни трубадуров. Позже искусство стихосложения в немецких городах переняли мейстерзингеры, для которых поэзия превратилась в особую науку.

Как и ремесленники, поэты-горожане составляли целые общества, подобные цехам. В Ипре, Антверпене, Брюсселе, Генте и Брюгге проводились праздники цеха так называемых риториков — ремесленников и купцов, взявших на себя попечение о поэзии. У каждого цеха был свой герб и девиз в виде шарады, а также особая иерархическая структура: декан, знаменосец, шут и другие члены «бюро старейшин».

Городские власти финансировали состязания риториков в области поэзии и актерского мастерства, по результатам которых вручали несколько призов: за литературные успехи, за лучшую реплику шута, за самый богатый костюм, за самый роскошный въезд в город.

Потанцевать

Дух любви. Миниатюра из «Романа о Розе». 1420–30-е годы.

Танец — излюбленное развлечение всех слоев средневекового общества, ни один праздник не обходился без плясок. Жонглеры усложняли технику, добавляя акробатические элементы, но горожане любили подвигаться сами, а не только посмотреть на профессионалов.

Церковь обычно была против подобных развлечений, да и городское правление не во все времена хорошо относилось к танцам. Впрочем, позже власти начали давать разрешение на устройство танцев в залах городских ратуш, а с конца XIV века стали появляться так называемые танцевальные дома.

Обычно танцевальный дом находился по соседству с ратушей и церковью или напротив них. Громкая музыка и смех нарушали благочестивое настроение прихожан и служителей храма, вызывая их недовольство и бесконечные жалобы.

В баварском Нордлингене танцевальный дом располагался в трехэтажном помещении. Первый этаж во время ярмарок соединялся переходами с расположенными рядом лавками мясников и пивной, и посетители могли курсировать между заведениями.

Там, где танцевальные дома занимали несколько этажей, залы верхнего этажа обычно предназначались для бюргеров благородного происхождения, а нижние были в распоряжении простых горожан. В некоторых городах в таком доме, помимо прочего, располагалась гостиница, а в Мюнхене и Регенсбурге в подвале городского «танцхауза» даже содержались заключенные.

Кроме того, существовали танцевальные дома, предназначенные исключительно для простых горожан: над деревянным настилом, слегка приподнятым над землей, сооружали крышу на четырех столбах. На них располагались музыканты, а вокруг плясали в кругу мужчины и женщины.

Если знать предпочитала размеренные и церемониальные танцы-процессии, а на цеховых праздниках господствовали танцы с обручами, мечами и другими предметами, символизирующими изделия ремесленного производства, то среди городского люда были распространены танцы-импровизации и хороводы, которые церковь называла грубыми и бесстыдными.

Сходить на ярмарку

Каждую неделю к услугам горожан были мелкие городские рынки, а вот ярмарки проводились довольно редко — один или несколько раз в год: на Рождество, Пасху или на день местного святого — покровителя города или патронов торговых и ремесленных цехов.

Например, ярмарка в Сен-Дени у стен Парижа происходила раз в год, зато длилась целый месяц. На это время вся торговля в Париже прекращалась и перемещалась в Сен-Дени. Жители стремились туда не только за покупками, но и поглазеть на диковинные вещи из дальних стран, на выступления жонглеров, акробатов и дрессированных медведей, послушать истории, которые рассказывали купцы, побывавшие в заморских странах.

Зрелище было настолько популярным, что Карл Великий дал своим управляющим особый наказ «следить, чтобы наши люди выполняли работу, которую они обязаны делать по закону, а не теряли время, болтаясь на рынках и ярмарках».

Ярмарки привлекали много всякого сброда, так что на них часто случались драки и беспорядки. Вот почему долгое время их было разрешено проводить только в городах, где был епископ или правитель, который смог бы поддерживать порядок и решать споры, возникавшие между участниками ярмарки.

В средневековой Англии даже существовали особые суды с упрощенной судебной процедурой, которая обеспечивала скорое решение дел. Они назвались «суды запыленных ног» (court of piepowder, pie poudre или pepowder) — в 1471 году английский парламент постановил, что все лица, связанные с ярмарками, имеют право требовать для себя именно такого суда.

Поучаствовать в карнавале

Карнавал неотделим от поста: это было последнее многодневное торжество, предварявшее долгое время воздержания, и сопровождалось оно пирами, маскарадами, шествиями и потешным драками на сырах и колбасах.

Карнавал — это царство обжорства, хаоса и прославления всего телесного. Маски и ряженые, полузвери-полулюди и короли шутов, корабль дураков и избрание ослиного папы — все церковные и светские ритуалы переводились на язык буффонады, а символы власти подвергались публичному осмеянию.

Вся церковная служба и священные тексты выворачивались наизнанку. Главные события карнавала происходили в церкви, хотя уже с XIII века эти непристойности пытались запрещать официальными интердиктами.

В послании богословского факультета в Париже, разосланного епископам Франции в 1445 году, карнавал описывается очень красочно:

«Можно видеть священников и клириков, во время службы носящих маски и чудовищные личины. Они танцуют в хоре, переодетые женщинами, сводниками и менестрелями. Они поют непристойные песни. Они едят по углам алтаря колбасы, в то время как священник служит обедню. Там же они играют в кости. Они кадят вонючим дымом, исходящим от подошв старых башмаков. Они прыгают, бегают по церкви, не стесняясь. А затем разъезжают по городу в грязных повозках и тележках, вызывая смех своих спутников и сотоварищей, проделывая непристойные жесты и произнося постыдные и грязные слова».

Во время карнавала можно было все, что запрещалось в обычные дни, иерархия нарушалась, привычные нормы переворачивались — но как только заканчивался праздник, жизнь возвращалась в обычное русло.

Поприветствовать гостя или правителя

Миниатюра из немецкой хроники. 1383 год.

Торжественные въезды императоров, королей, князей, легатов и прочих господ в подвластные им города всегда были обременены многоуровневым символическим смыслом: напоминали о природе власти, отмечали победу, утверждали политическое владычество над удаленными территориями.

Происходили они довольно часто: в Средние века и даже в Новое время королевские дворы были кочевыми — для того чтобы удержать власть, короли должны были постоянно перемещаться с места на место.

Церемония состояла из нескольких актов, каждый из которых был строго регламентирован. Начиналось все с приветствия правителя, чаще далеко за городом; затем следовали прием коронованной особы у городских стен, передача ключей, открытие городских ворот, депутации знати и духовенства.

От ворот кортеж двигался по главным улицам города, которые посыпали живыми цветами и зелеными ветками. Наконец, на центральной городской площади зажаривались быки и дичь и выкатывались бочки вина для всех жителей города.

В 1490 году во Вьене во время въезда Карла VIII был установлен фонтан добра и зла, который с одной стороны бил красным вином, а с другой — белым. Такие угощения были призваны воплотить образ сказочной страны изобилия, явить которую своим подданным государь должен был хотя бы однажды.

Для гостя устраивали инсценировки. В 1453 году в Реджо был поставлен целый спектакль: покровитель города святой Просперо парил в воздухе со множеством ангелов, которые просили у него ключи от города, чтобы потом передать их герцогу под гимны в его честь. Когда процессия достигла главной площади, к ним с церкви слетел святой Петр и надел на голову герцога венок.

В германских землях государь нередко въезжал в город в окружении преступников, приговоренных к изгнанию, причем они двигались не просто в свите, а держались за край одежды покровителя, сбруи, седла или стремени его коня — таким образом, они могли вернуться в город.

Так, в 1442 году король Фридрих III велел взять с собой в Цюрих 11 человек, а в 1473 году в Базель — 37. Правда, городские власти могли выгнать преступника снова, как только властитель покинет город.

Посмотреть рыцарский турнир

Рыцарский турнир. 1470.

Турнир был настоящим праздником демонстрации воинской доблести и рыцарской чести. Любому хотелось если не принять в нем участие, то хотя бы посмотреть, как добывает себе славу и добычу знатная молодежь.

Первоначально все действо напоминало смесь ярмарки и настоящего боя: участники сходились стенка на стенку, некоторые получали серьезные ранения или даже погибали, а вокруг собиралась разношерстная толпа, которая, помимо рыцарей, их оруженосцев, пеших воинов и слуг, состояла также из кузнецов, продавцов, менял и зевак.

Под влиянием рыцарских романов турниры постепенно приобрели большую организованность, участники стали использовать особое оружие, рыцари сходились для поединка один на один, а ристалище обносили забором.

Для зрителей строили трибуны, причем каждая из них имела свою «королеву», а приз лучшему турнирному бойцу традиционно вручали женщины.

Рыцарский турнир. Миниатюра из хроники Фруассара.

В 1364 году Франческо Петрарка так описывает атмосферу, царившую во время венецианской джостры (от итальянского слова giostre — «поединок»):

«Внизу нет свободного местечка… огромная площадь, самый храм [Святого Марка], башни, крыши, портики, окна не только полны, но переполнены и набиты: невероятное множество народа скрывает лицо земли, и радостное, многочисленное население города, разлившись вокруг по улицам, еще увеличивает веселье ».

В конце концов турниры превратились в дорогостоящую и изощренную придворную забаву, сопровождавшую различного рода празднества по случаю свадьбы правителя, коронации, заключения мира или союза — вместе с праздничными мессами, шествиями, обедами и балами, по большей части не предназначенными для простых горожан.

Горожане отвечали на это пародийным «рыцарским турниром» (часто он устраивался во время большого карнавала на Масленицу), на котором весь рыцарский ритуал переворачивался с ног на голову. Человек, имитировавший рыцаря, выезжал на поединок со шлемом-корзиной на голове, сидя на старой кляче или бочке, и угрожал противнику граблями или чем-нибудь из кухонной утвари вместо копья.

После окончания события все немедленно отправлялись отметить его веселой пирушкой.

Принять участие в спортивных состязаниях

У бюргеров были все возможности поупражняться и посоревноваться во владении настоящим оружием. Для тренировок организовывались общества стрелков из лука и фехтовальные школы, которые существовали во фламандских, североитальянских, английских, французских и немецких городах, а также в Кракове, Киеве и Новгороде.

Объединения лучников и фехтовальщиков имели свои уставы и напоминали цехи. Подготовка велась по разным направлениям, но для состязаний в каждом городе выбирали определенный вид единоборства.

Например, в испанских городах предпочтение отдавалось поединкам с применением холодного оружия и конной корриде, в Южной Англии и Новгороде — кулачному бою, в немецких и фламандских городах — фехтованию и борьбе.

В Италии игры и состязания жителей городов-республик напоминали учения. В Павии, например, горожан делили на две группы, выдавали деревянное оружие, на голову надевали защитные шлемы. Победителям присуждали призы.

В речных городах могли устраиваться схватки за символический захват моста. Изображение бурлящей толпы сражающихся на таком мосту — любимый сюжет гравюр той эпохи: на переднем плане гондольеры подбирают свалившихся в воду, а в окнах и на крышах окружающих домов толпятся многочисленные болельщики.

В Англии популярным видом отдыха для юношей была игра в мяч. Участие принимали все желающие, а правил почти не было. Набитый отрубями или соломой мяч можно было бить и вести ногами, катить и нести в руках. Цель соревнования состояла в том, чтобы доставить мяч за определенную черту.

В городах подобные многолюдные схватки были сопряжены с большими опасностями, и не случайно в Лондоне, Нюрнберге, Париже и других местах довольно рано были введены ограничения, с помощью которых власти стремились умерить пыл игроков.




1. Понятие «Рыцарь» Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник» (от нем. «риттер») Рыцарь – мелкий феодал, вассал баронов или виконтов. Рыцарями могли быть только люди благородного происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение для несения службы в войске.


2. Воспитание рыцаря. Для того чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. В 7 лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами (личными слугами) знатных феодалов. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья. Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец вез доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие. И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Во время большого праздника воин становился на колени перед самым знатным из гостей, и тот наносил удар ладонью по затылку или клинком меча плашмя по спине – единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить, не отплатив за него. Потом рыцарь надевал шпоры и опоясывался мечом. Церемония завершалась показом ловкости рыцаря: вскочив на коня, он пытался на полном ходу пронзить мишень копьем






4. Снаряжение рыцаря. меч; копье; боевой топор; палица – тяжелая дубина с металлическим утолщенным концом; щит; кольчуга – рубаха, сплетенная из железных колец, доходившая до колен; латы – доспехи из стальных пластин; шлем; забрало – металлическая пластина с прорезями для глаз.



6. Кодекс рыцарской чести. Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода и девиз – краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба. «Позор и срам мне страшны – не кончина!» щедрость; верность королю и сеньору; смелость; удаль; презрение к смерти; благородство; храбрость; великодушие. Рыцарь должен искать подвиги; бороться с врагами; защищать слабых и обиженных, особенно вдов и сирот.

, 2055.92kb.

  • Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времен , 481.07kb.
  • Учебное пособие является частью учебно-методического комплекта: Бойцов мл, Шукуров , 1478.87kb.
  • И. В. Ведюшкина История Cредних веков. 6 класс Поурочные рекомендации Пособие для учителя , 3183.47kb.
  • , 534.86kb.
  • Методика проведения урока. Класс: 6 Название курса: история Средних веков , 200.42kb.
  • Рабочая программа по истории в 6 классе , 549.05kb.
  • В. А. История Средних веков. Под редакцией А. Чубарьяна. Москва «Просвещение» 2008 , 76.43kb.
  • В. В. Серов история средних веков программа курса , 692.5kb.
  • Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта , 768.41kb.
  • Глава IV. Феодалы и крестьяне

    К середине XI века в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. С середины XI до конца XIII века в передовых странах своеобразие эпохи проявилось особенно ярко. Это было время расцвета средневекового общества.

    Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Во главе стоял монарх (единоличный правитель): король, в более мелком государстве - граф или герцог.

    Привилегии и обязанности господ и крестьян оформились определенными обычаями, писанными законами и установлениями. Крестьяне и горожане не входили в феодальную лестницу, но также были связаны с господами договорными отношениями. Такие личностные отношения в виде договоров и клятв-обязательств - примечательная особенность западного Средневековья.

    § 11. В рыцарском замке

    1. Замок феодала. Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей - огромный или скромный. Замок - это жилище феодала и его крепость.

    Сначала замки строили из дерева, позднее - из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Из башни над воротами постоянно обозревала окрестности стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях.

    Чтобы проникнуть в замок, надо было преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров, по открытому пространству одолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по приставленным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота.

    На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали их стрелами. Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, еще более высокую стену.

    Над всеми постройками возвышалась глав­ная башня - донжон. В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую оса­ду, если другие укрепления уже захвачены. Внутри башни один над другим были располо­жены залы. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход, который выводил к реке или лесу.

    Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землей. Если удавалось ее разбить, то приходилось ве­сти борьбу за каждый этаж. По приставным лестницам надо было пробираться через люки, которые закрывались тяжелыми каменными плитами. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в спасительный подземный ход.

    2. Снаряжение рыцаря. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь. Рыцарь был во­оружен большим мечом и длинным копьем; нередко он пользовался также боевым топором и палицей - тяжелой дубиной с металличес­ким утолщенным концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга - рубаха, сплетен­ная из железных колец (иногда в 2-3 слоя) и доходившая до колен. Позднее кольчугу смени­ли латы - доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опас­ности он опускал на лицо забрало - металли­ческую пластинку с прорезями для глаз. Сра­жались рыцари на сильных, выносливых ко­нях, которые также были защищены доспеха­ми. Рыцаря сопровождали оруженосец и не­сколько вооруженных воинов, конных и пе­ших, - целая «боевая единица».

    Боевой конь, рыцарское снаряжение и сна­ряжение путников стоили очень дорого. По­этому нести рыцарскую службу мог землевла­делец, которого обеспечивали всем необходи­мым зависимые крестьяне.

    Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехто­вании, верховой езде, борьбе, плавании и мета­нии копья, учились приемам и тактике боя.

    3. Развлечения рыцарей. Господа редко сами занимались хозяйственными делами. Для этого в каждом имении они держали управляю­щих. Основное время феодалы отдавали войнам и воинским упражнениям, охоте и пирам. Лю­бимые развлечения рыцаря - охота и турни­ры - были связаны с военным делом.

    Охота не только служила развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи. Во время охоты можно было проявить отвагу и ловкость: борьба с разъяренным диким кабаном или ра­неным медведем была столь же опасна, как с вражеским воином, а погоня за оленями трени­ровала в верховой езде.

    Турниры - военные состязания рыцарей в силе и ловкости - устраивали короли и знат­ные феодалы. Там собиралось много зрителей, порой из нескольких стран. Знатные господа, судьи и дамы восседали на трибунах, а простой люд теснился за деревянным барьером вокруг арены.

    Специальные глашатаи - герольды - объ­являли имена и девизы рыцарей, вступающих в бой. Участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По знаку судьи они мчались на конях навстречу друг к другу. Тупым турнирным ко­пьем рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязание кончалось серьезны­ми увечьями или даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного противника. Изредка разыгры­валось сражение двух рыцарских отрядов, ко­торые выстраивались цепью. Обычно турнир завершали пиром. И наоборот, торжественные пиры по случаю побед, коронаций, свадеб и других важных для знати событий включали зачастую не только застолье и танцы, но и тур­нирные состязания. Во время таких торжеств нередко происходили посвящения в рыцари, раздавались почести и награды. Вечерами оби­татели замка собирались в общей зале, где го­рел огромный очаг - камин, играли в кости и шахматы, пили вино и пиво, решали свои се­мейные дела. Однообразную жизнь нарушали приезды гостей и праздники. На пирах в зам­ках рекой лилось вино, столы ломились под тя­жестью закусок. Звериные туши зажаривались в очагах целиком, на огромных вертелах. Оби­тателей замков и их гостей веселили шуты и карлики, приглашенные артисты и, конечно, поэты из числа свиты.

    В детстве к будущим рыцарям приглашали учителей, которые обучали их пению, танцам, умению одеваться, поведению в обществе, но не всегда - чтению, письму, арифметике.

    4. «Позор и срам мне страшны - не кончи­на». Знатные рыцари считали себя людьми «благородными», гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков. Рыцарь имел свой герб - отличительный знак рода и девиз - краткое изречение, обычно объясняв­шее смысл герба.

    Рыцари не стеснялись грабить побежден­ных, собственных крестьян и даже проезжих на больших дорогах. В то же время рыцарю полагалось презирать расчетливость, бережли­вость, но проявлять щедрость. Доходы, получа­емые от крестьян, и военную добычу чаще все­го тратили на подарки, пиры и угощения дру­зей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов.

    Другим важным качеством рыцаря счита­лась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. А измена налагала клей­мо позора на весь род предателя. «Кто своему сеньору изменяет, тот кару должен понести по праву» - сказано в одной из поэм. В сказани­ях о рыцарях воспевались смелость, удаль, пре­зрение к смерти, благородство.

    В этот выработанный кодекс (законы) ры­царской чести входили и другие особые прави­ла: рыцарь должен искать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным.

    Но эти правила рыцарской чести применя­лись главным образом в отношениях между феодалами. Всех, кого считали «неблагородны­ми», рыцари презирали, вели себя с ними вы­сокомерно и жестоко.

    Впрочем, и в отношениях между «благород­ными» людьми правила рыцарской чести со­блюдались не всегда. В повседневной жизни, в семье, с вассалами и равными многие феодалы были грубы, жестоки и несдержанны, алчны и скупы, могли нанести бесчестье женщине.

    Рыцари | Досуг

    Турниры

    Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную воен. силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королем, либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т.д. На турнир собирались рыцари со всех концов Европы; он происходил публично, при широком стечении феодальной. знати и простонародья.
    Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое "ристалище". Ристалище имело четырехугольную форму, было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира. Условия (правила) были различными. В XIII в. рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что 4 поколения его предков были, свободными людьми.
    Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, как правило, только что посвященных в рыцарское звание, т.наз. "жюте". Такой поединок назывался "тиост" - поединок на копьях. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по "нациям" или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побежденных платить выкуп.
    С XIII в. турнир нередко сопровождался тяжелыми ранениями и даже гибелью участников. Церковь запрещала турниры и погребение погибших, но обычай оказался неискоренимым. По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнир имел право выбрать царицу турнира. Турниры прекратились в XVI в., когда рыцарская конница утратила свое значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян.

    Охота и пиры

    Развлечения рыцарей были тесно связаны с их военизированным образом жизни. Одним из любимейших способов отдыха была охота, где рыцари могли проявить свою удаль и отвагу. Чаще всего в Западной Европе охотились на кабана или оленя. Также очень популярна была соколиная охота на птиц. Обычно для проведения охоты каждый феодал имел свои заповедные леса. Особенно огромны и богаты дичью были,конечно,королевские заповедники. Умение охотиться было одним из качеств настоящего рыцаря. Поэтому большинство феодалов и королей были страстными охотниками. Охота обычно тщательно подготавливалась егерями,а в загоне проинимали участие вассалы и гости феодала. Право забить дичь обычно предоставлялось наиболее знатному сеньору.

    Добытая на охоте дичь украшала пиршественный стол феодала. Пиры также были важным атрибутом жизни рыцарей.На пирах между феодалом и его дружинниками устанавливались особо теплые, дружественные отношения. Кроме того, пиры часто служили платой феодала за службу своим вассалам. Нередко именно на пирах феодалы дарили своим верным слугам деньги и драгоценнрости в знак своего расположения к ним. Рыцарские пиры были местом выступления многочисленных средневековых артистов, здесь же часто давались обещания совершить какой-либо подвиг, выступит в крестовый поход или вечно служить своей возлюбленной.

    Муниципальное бюджетное

    дошкольное образовательное

    учреждение детский сад № 4

    муниципального образования

    Щербиновский район

    село Ейское Укрепление

    Атрибуты: 2 коня, 2 подушки, 2 матраца, 1 скамья, 2 платка, кегли, 2 каната (скамейки), 2 палки (шеста), канат, 4 обруча, 2 тоннеля, цветы, рыцарские флаги.

    Ход развлечения.

    Ведущий. Добрый день, дорогие ребята. Я рада видеть вас в этом зале. Сегодня здесь состоится не совсем обычное соревнование – Рыцарский турнир.

    А вы знаете кто такие рыцари? (ответы детей).

    Да. В средние века рыцарями называли отважных смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи, были вооружены копьем и мечом. Но чтобы стать рыцарем нужно пройти специальную подготовку. Мальчики должны были научиться фехтованию, верховой езде, стрелять из лука, кулачному бою, рыцарским манерам.

    Кто хочет участвовать в рыцарском турнире? (дети выходят).

    Ведущий. Перед турниром рыцари дают клятву. Повторят слова за мной.

    «Клянёмся в рыцарском турнире победить. Клянёмся смелыми и отважными быть. За щитами не скрываться, шпаги острой не бояться. Верными своей даме быть, званье рыцаря добыть. Клянёмся рыцарями быть!»

    Судить наш тур будут дамы (девочки в красивых нарядах).

    Стихи.

    Первая дама. Когда-то в средние века

    Повсюду жили рыцари

    И жизнь была их нелегка

    В железной амуниции.

    Вторая дама. Гордились рыцари собой

    Мечами и доспехами

    Играли рыцари судьбой

    И на турниры ехали.

    Третья дама. Но вот полтысячи лет назад

    Не стало их на свете

    Но так лишь только говорят

    Я не согласна с этим.

    1-й конкурс. «Бой подушками»

    Участники становятся на гимнастическую скамью лицом друг к другу. В правой руке подушка, левая на спиной. Кто удержится на скамье – тот победил.

    2-й конкурс. «Верховая езда»

    «Рыцари» скачут змейкой на коне до дамы, берут у неё платок, целуют в щеку и возвращаются назад.

    3-й конкурс. «Словарь вежливых слов»

    Растаёт даже ледяная глыба от слова тёплого... (спасибо)

    Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день)

    Если больше есть не в силах, скажем маме … (спасибо)

    Рыцарь вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)

    Когда нас бранят за шалости, говорим … (прости, пожалуйста)

    И во Франции и в Дании на прощанье говорят … (до свидания)

    Ведущий. Молодцы рыцари.

    4-й конкурс. «По мосту»

    Участники проходят по мосту (канату с палкой в руке). Попадают копьем в цель.

    5-й конкурс. «Перетягивание каната»

    6-й конкурс. «Дама сердца»

    Участники переправляются через болото (из обруча в обруч), пролезают в тоннель, берут цветок и кладут к ногам своей дамы.

    Ведущий. Наступил момент посвящения в рыцари.

    «Рыцари», станьте на одно колено и повторяйте за мной.

    «Клянусь быть мужественным, храбрым, честным, щедрым, гостеприимным, благородным. Клянусь заступаться за слабого, младшего, помогать в беде»

    Ведущий. Мы пожелаем вам навек

    Чтоб в жизни не робелось,

    Пусть будет с вами навсегда,

    Мальчишеская смелость

    И все преграды на пути

    Преодолеть вам дружно

    Но вот сначала, подрасти

    И повзрослеть вам нужно.

    Вверх